Процесс создания виртуальной реконструкции
Реконструкция облика зданий
Техническое воплощение виртуальной реконструкции начинается с создания трехмерной модели, учитывающей не только общие пропорции здания, но и конструктивные особенности его строения, деталей декора, оконных проемов и прочих архитектурных элементов. Наиболее ценные сведения о размерных характеристиках объекта содержатся в графически-изобразительных источниках, обязанных своим происхождением задаче по сохранению информации о пространственных расстояниях. Представленные на планах, чертежах и обмерах масштабные линейки, после перевода их шкал из саженей в метры, позволяют определить размеры любой части здания, содержащейся на изображении.

Однако при всей кажущейся простоте и практической лаконичности такого подхода существуют проблемы источниковедческого характера. Дело в том, что размерные характеристики одних и тех же объектов, не подвергавшихся изменениям, на разных чертежах могут отличаться. Например, длина южной стены придела Сошествия Святого Духа на Апостолов, выходящая на Мясницкую улицу, на одном плане[1] составляет 35,08 метров, на другом[2] – 32,9 м, а на третьем[3] – 34,66 м. В случае с высотой придела Святителя Николая Чудотворца от земли до конька крыши данные разнятся от 11,56 м[4] и 11,78 м[5] до 10,95 м[6].

Поразительнее всего то, что архитектурные планы одного автора также могут содержать различные показатели длины элемента. Примером служит ширина оконной рамы в приделе Сошествия Святого Духа, которую архитектор С.В. Шервуд на одном плане[7] изобразил в размере 1,31 м а на другом[8] – 1,59 м (разница составляет 18%). Данное различие не получится объяснить погрешностью при переводе масштабной шкалы из саженей в метры, поскольку на этих же планах длина западной стены придела составляет 13,25 м и 13,54 м соответственно (разница 2,2%).

В несоответствии размерных характеристик из разных источников не присутствует закономерностей, нельзя сделать вывод о том, что какой-то из них отличается от остальных в большей степени. Опытные вычисления показали, что одни и те же пространственные расстояния, изображенные на разных планах, могут быть как абсолютно идентичны (с учетом погрешности при переводе саженей в метры), так и отличаться в отношении до 20%, что при больших величинах имеет ключевое значение.

На этом этапе работы начинается самый кропотливый и тщательный труд по определению действительных размерных характеристик объекта. Исследователю предстоит измерять длину каждой стены, изгиба и выступа во всех имеющихся источниках и находить компромиссную середину, которая будет соответствовать конструктивным пропорциям здания.

Кроме того, как уже было замечено в главе об архитектурной истории церкви, графические источники не отражают в полной мере то состояние, в котором пребывал архитектурный объект в действительности. Сравнение планов и чертежей с фотографиями показало, что проекты архитекторов не воплощались наяву с доскональной точностью, а значит для установления достоверного представления о сооружении необходимо верифицировать информацию из графических источников с помощью анализа фотодокументов.

Проблема возникает при попытке сопоставить размерные характеристики элементов здания, взятые из планов, обмеров и чертежей, с их отображением на фотографиях. Хотя фотоснимки и являются наиболее достоверными изобразительными источниками, тем не менее подразумевают определенную осторожность при использовании их в качестве источника информации о пропорциях архитектурного объекта. Даже при отсутствии ретуши и каких-либо искусственных изменений, сам механизм создания фотографии подразумевает определенное искажение наблюдаемой действительности. В силу физического устройства фотокамер с момента их появления и до современности существует параметр «фокусного расстояния объектива», при изменении которого отображаемые на фотографии предметы могут менять свои пропорции и существенно искажать восприятие их величины (см. рис. 1).

Рис. 1. Искажения изображения в зависимости от фокусного расстояния объектива. Величина параметра 55 мм (слева), 35 мм (в центре) и 20 мм (справа) (Рисунок автора)
Современные нормы публикации профессиональной фотографии подразумевают указание величины параметра фокусного расстояния и других настроек объектива, с помощью которого велась съемка. Однако затруднительно определить фокусное расстояние на старых фотографиях при отсутствии информации о технических характеристиках аппаратуры и модели использованной фотокамеры. Решить эту проблему призвана функция MatchPhoto в программе SketchUp, которая позволяет программным способом определить искомый параметр, но остается требовательной к содержанию изображения и работает только при наличии там пересекающихся плоскостей.
Внимание к перечисленным нюансам работы с источниками и признание невозможности достижения абсолютной идентичности разрабатываемой модели с подлинником являются, кажется, неотъемлемыми чертами научного подхода в создании виртуальной реконструкции объекта архитектуры.  

Для определения внешних габаритов придела Святителя Николая Чудотворца использовались архитектурные обмеры А. Мейснера[1], рисунок фасада[2] и план[3] архитектора Львова и чертеж[4] В. Н. Веригина. Подробные сведения о декоративной отделке верхней части фасадов и барабана купола удалось вывить из кроков П.Н. Максимова[5]. Единственными источниками по облику апсиды придела являются фотодокументы из архивных фондов ГНИМА[6] и ГИМ[7]. Немногочисленные фотоснимки отображают устройство крыши[8]. Большой ценностью обладают фотографии барабана купола из фондов ГНИМА[9], МГОМЗ[10] и ГИМ[11], показывающие его декоративное обрамление, и содержащие изображение креста, который, по оценке П.Д. Барановского[12], относился к XVII веку. Открывшиеся в процессе разборки фасады здания также обширно представлены в этом виде источников[13].

Воссозданию придела Апостола Матфея и трапезной способствовали чертеж[14] и рисунок фасада[15] Львова, воплощенный в жизнь рисунок фасада[16] 1886 года и детальный план В.Н. Веригина[17]. Фотодокументы содержат информацию об апсиде придела[18], каменной паперти[19] и декоративной отделке наличников окон[20]. Отдельно стоит отметить наличие фотоснимков до начала разборки церкви[21].

Размерные характеристики придела Сошествия Святого Духа на Апостолов были определены на основании анализа рисунка[22], разреза[23] и плана[24] Дм. Виноградова, а также плана[25] и рисунка фасада[26] С. В. Шервуда. Комплекс фотографий содержит ракурсы со стороны Мясницкой улицы[27], двора[28], крыши[29]. На одной фотографии достаточно подробно изображены пилястры с капителями коринфского ордера с южной стены придела[30], еще на одной отражен облик тамбура[31].

Источники по зданию колокольни весьма ограничены. Кроме габаритов фундамента, отраженного на планах церковных владений[32], никаких размерных величин больше нигде не представлено. Вся реконструкция была произведена на основе анализа фотодокументов. Наиболее крупно в полном размере колокольня представлена на фототипии из "Архитектурных памятников Москвы"[33]. Прочие фотографии изображают это здание со стороны Мясницкой улицы[34] или со двора[35]. В этом случае большим подспорьем стала функция MatchPhoto, доступная в SketchUp, и позволяющая производить моделирование по изображению пересекающихся плоскостей.

При моделировании архитектурного объекта, безусловно, важно учитывать его стилистическую принадлежность для ориентации в наборе элементов, присущих этому стилю. Работа И. Е. Бондаренко причисляет храмовый комплекс Николая Чудотворца к голландскому ренессансу, отошедшего от барокко и тяготеющего к классическим формам[36]. Если не брать во внимание древнейший придел, о принадлежности которого к Псковско-Новгородской традиции уже было упомянуто, то придел Сошествия Святого Духа на Апостолов можно явно отнести к классицизму за счет лаконичной формы здания, симметричности и простоты декоративной отделки, ограничивающейся карнизом с зубцами, пилястрами с капителями коринфского ордера и простыми модульонами на фронтоне. Определение стиля придела Апостола Матфея и трапезной более затруднительно из-за необычных наличников на окнах и уклона каменной паперти в псевдорусский стиль. Тем не менее, визуальная композиция всего архитектурного конгломерата храмового комплекса не кажется вычурной, поэтому характеристика о "тяготении к классическим формам" представляется уместной.

Использование конкретного программного обеспечения в виртуальной реконструкции не играет большой роли, гораздо важнее навыки исследователя по его использованию, иными словами, эффективность применения инструментария зависит от квалификации оператора. В данном исследовании трехмерное моделирование выполнялось в программе SketchUp Pro 2022 версии 22.0.253. Измерения длин на планах, обмерах и чертежах производилось с помощью инструмента «Линейка» в графическом редакторе Adobe Photoshop 2024. На представленной на каждом источнике масштабной шкале измерялась длина 1 сажени в пикселях, затем данная величина переводилась в метры в расчете 1 сажень = 2,1336 метра. Полученное количество пикселей равнялось отрезку длиной в 1 метр. Таким образом были проанализированы все графические источники и выявлены длины метрового отрезка в пикселях для каждого из них. Все последующие измерения производились с учетом полученных вычислений.

После создания трехмерной модели необходимо придать ей соответствующие текстуры, отражающие поверхность объекта. Представленные в данной работе графически-изобразительные источники не содержат какой-либо информации об использованных в объекте строительных материалах. Черно-белые фотодокументы, в свою очередь, не дают возможность определить цвет поверхности, но способны передавать разницу в более светлых и более темных оттенках. Ориентироваться в палитре облика православных храмов помогут бесценные фотоснимки отечественного пионера цветной фотографии С. М. Прокудина-Горского. Анализ яркости оттенков поверхностей, изучение фотографий храмов и церквей начала XX в. из альбома русского покорителя фотопленки[37], вкупе с пониманием визуальной составляющей типичных строительных материалов помогают составить представление о наборе необходимых текстур. Белые каменные стены зданий и зеленые крыши из покрашенного железа, золотые главки куполов, блестящие на солнце — вот основа цветовой гаммы облика храмового комплекса Святителя Николая Чудотворца на Мясницкой улице (см. рис. 2−5).
Рис. 2. Трехмерная модель храмового комплекса Святителя Николая Чудотворца. Облик (Рисунок автора)
Рис. 3. Трехмерная модель храмового комплекса Святителя Николая Чудотворца. Придел Апостола Матфея (слева, в центре) и окна трапезной (справа) (Рисунок автора)
Рис. 4. Трехмерная модель храмового комплекса Святителя Николая Чудотворца. Каменная паперть придела Апостола Матфея (слева), тамбур придела Сошествия Святого Духа (в центре) и часть южного фасада придела Сошествия Святого Духа (справа) (Рисунок автора)
Рис. 5. Моделирование каменной паперти. Фрагменты рисунка фасада (слева), фотодокумента (в центре) и модель автора (справа) (Рисунок автора. Фрагмент из рисунка фасада: ЦГАМ, Ф. 54. Оп. 143. Д. 15. Л. 155; Фрагмент фотодокумента: Лебедев Н. Н. (фот.). Церковь Николая Чудотворца в Мясниках. Трапезная. Северный фасад трапезной. 1920-е гг. ГНИМА им. А.В. Щусева. – Инв. №: IV-761)
Реконструкция помещений
По своей методологии реконструкция внутренних пространств зданий не отличается от воссоздания их облика. Устройство помещений напрямую зависит от их функциональной принадлежности, интерьер православного храма подразумевает следование каноническим правилам организации внутреннего пространства, в котором происходит исполнение религиозных таинств. Это относится, например, к размещению архитектурных элементов церковного назначения – алтаря, клироса, амвона и других, чье местоположение в храме регламентировано для сохранения единой композиции, отвечающей цели проводимого богослужения.

Конечно, моделирование интерьеров сооружений невозможно без наличия достаточной базы источников, подробно отражающих именно эту сторону объекта. Для воссоздания внутренних габаритов придела Святителя Николая Чудотворца использовались детальный план церкви архитектора Львова[1] и архитектурные обмеры А. Мейснера[2]. Зарисовка П.Н. Максимова содержит информацию об устройстве трехарочной стены алтаря с указанием ширины, высоты арок и их расстояния между друг другом[3]. Информацию о высоте потолков можно подчерпнуть из чертежа поперечного разреза архитектора Львова[4]. Фотодокументы с изображением иконостаса являются единственными источниками по интерьеру придела до начала его разборки в 1928 году[5]. Остальные фотографии демонстрируют его уже в процессе демонтажных работ[6]. Особенно большой ряд фотографий из архивов ГНИМА[7], ГИМ[8] и МГОМЗ[9] посвящен устройству потолочной конструкции, заключающей в себе архитектурную уникальность этого объекта в принадлежности к Псковско-Новгородской традиции (см. рис. 6).

Рис. 6. Моделирование в Псковско-Новгородской традиции сводов придела Николая Чудотворца, составляющих архитектурную уникальность данного объекта (Рисунок автора)
Геометрия внутреннего пространства придела Апостола Матфея была восстановлена на основании чертежа продольного разреза[1] и плана[2] архитектора Львова, а также рисунка фасада 1886 года[3]. Сведения о трапезной содержатся как в перечисленных источниках, так и в другом чертеже Львова[4] и чертеже Дм. Виноградова[5]. Весьма немногочисленны фотодокументы: один из снимков изображает иконостас придела Апостола Матфея[6], второй – помещение трапезной[7] (см. рис. 7).

Рис. 7. Процесс моделирования иконостаса придела Апостола Матфея на основе фотодокумента (Рисунок автора. Фотодокумент под основу иконостаса: Неизвестный фотограф. Церковь Николая Чудотворца в Мясниках. Придел. Интерьер. Вид иконостаса придела. 1928 г. – Инв. №: I-8028)
Внутреннее устройство придела Сошествия Святого Духа разительно контрастирует с остальными частями храмового комплекса, оно отражено в плане[1], рисунке фасада[2] и чертеже поперечного разреза[3] архитектора Львова, разрезе[4] и плане[5] архитектора Дм. Виноградова, а также в плане[6] и рисунке фасада[7] С.В. Шервуда. В архивных фондах ГНИМА содержится несколько фотодокументов, изображающих интерьер этого придела[8].

В процессе моделирования все фотографии, изображающие помещения храма, были идентифицированы по местоположению, с которого они были сделаны (см. рис. 8).

Рис. 8. Сопоставление ракурсов фотографий, на которых изображен интерьер церкви, с проектируемой моделью (Рисунок автора)
По принадлежности к архитектурным стилям помещения храмового комплекса отличаются. Потолочные конструкции придела Апостола Матфея и трапезной представляют собой крестовый тип сомкнутого свода с 4 распалубками, декоративная отделка состоит из настенных и потолочных росписей с растительными орнаментами. По сторонам размещены напольные киоты, вырезанные из дерева в весьма изящном исполнении. Свод придела Николая Чудотворца представляет собой тип крещатого с горизонтальными шелыгами распалубок. Орнаменты росписей придела также имеют растительный характер, а на распалубках изображен образ Спаса Эммануила, заключенного в восьмиконечную звезду. Солея в обоих приделах приподнята на 2 ступени, иконостасы выполнены из дерева с богатой декоративной отделкой. В приделе Апостола Матфея иконостас состоит из трех рядов икон, в приделе Николая Чудотворца – из четырех.

Внутреннее убранство придела Сошествия Святого Духа во многом соответствует классическому стилю его наружности. Арка разделяет придел на западную и центральную часть, алтарная стена отделяет восточную, в которой расположен престол. Потолочная конструкция западной части представляет собой полулотковый свод, окна и входы содержат обрамления, а вдоль стен идет пояс карнизов. В арке, отделяющей западную часть от центральной, по бокам установлены колонны ионического ордера. Потолок центральной части представляет собой купольный свод на парусах, а оформление стен и окон по стилю повторяет западную часть. Весьма примечателен иконостас придела в виде полуротонды с колоннами коринфского ордера. Антаблемент ордера неразрывно продолжается на алтарной стене, но здесь вместо колонн он покоится на пилястрах, карниз содержит декоративные кронштейны. Трехмерному моделированию архитектурных элементов интерьера поспособствовало использование работы А.Н. Дурова «Архитектурные формы. Каменные, кирпичные и деревянные» с подробными графическими изображениями коринфского и ионического ордеров, описаниями пропорций элементов их антаблемента[1] (см. рис. 9).

[1] Дуров А. Н. Там же. М., 1904. С. 39-42.
Рис. 9. Фрагмент из книги «Архитектурные формы» и модель капители коринфского ордера в полуротонде иконостаса придела Сошествия Святого Духа (Рисунок автора. Фрагмент книги взят из Дуров А. Н. Архитектурные формы. Каменные, кирпичные и деревянные. М., 1904. С. 42.)
Солея в данном приделе приподнята на 5 ступеней, к хорам в западной части храма ведет лестница, по сторонам установлены мраморные напольные киоты. Росписи в западной части придела Сошествия Святого Духа выполнены на потолке, поясе между карнизами, и в арке художественной техникой «гризайль», подразумевающей использование однотонных красок для имитации барельефов за счет визуальной иллюзии светотени. На двух сторонах стены, примыкающей к арке, изображены иконографические образы двух апостолов – Петра и Павла. В центральной части придела между окнами размещены медальоны с ликами, а сверху, где стены примыкают к основанию барабана купола, написаны сцены из Евангелия. Паруса, в свою очередь, содержат изображения четырех Евангелистов. На куполе полуротонды находится голгофа с Иисусом Христом, Богоматерью и Иоанном Богословом. У основания барабана купола написан текст молитвы «Царю Небесный»: «Царю Небесный, Утелиштелю, Душе Истины, иже везде сый, и вся исполняяй, сокровище Благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». На внутренней части купола изображены херувимы.

Важным шагом в реконструкции православного храма является восстановление списка представленных в нем икон. В этом деле ценными являются описи церковного имущества, содержащие подробное описание всех материальных ценностей, находящихся в использовании приходским клиром при совершении богослужений. Сопоставление описей 1752 г.[1], 1814 г. [2] и 1820-30-х гг.[3] позволило составить для каждого придела список представленных икон, который был верифицирован с помощью сравнения с фотодокументами, на которых изображены иконостасы. Стоит упомянуть, что не все иконы, перечисленные в описях, содержат информацию о конкретном иконографическом образе, изображенном на них. Например, в описи 20-30-х годов XIX в, написано только «Образ Спасителя» без уточнения конкретного канонического изображения[4], как, например, в описи 1752 г., где указан «Всемилостивый Спас»[5]. Некоторые пункты описания вообще не упоминают образы, а содержат только количество икон, как в описи 1814 года: «В трапезе на правой и на левой стороне десять разных Образов…»[6]. Качество фотографий также оставляет желать лучшего, некоторые иконы не поддаются визуальной идентификации. Анализ перечисленных описей и фотографий, учитывающий канонические нормы комплектования иконостаса, позволили составить предположительный список представленных в храмовом комплексе икон. В приделе Святителя Николая Чудотворца на иконостасе местный ряд содержит справа от царских врат по порядку образы Господа Вседержителя, Николая Чудотворца и Архангела Михаила, слева по удалению от центра – Казанской Божьей Матери, Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила. В Царских Вратах два верхних и два нижних медальона содержат образы Евангелистов, два Образа по центру – Благовещение Пресвятой Богородицы (слева – архангел Гавриил, справа – Дева Мария). Выше местного ряда икон находится праздничный ряд с 12 образами, изображающими события из Евангелия, по порядку слева направо: Рождение Богородицы, Введение Богородицы во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Успение Пресвятой Богородицы. Над Царскими Вратами расположена икона Тайная Вечеря. В деисусном ряду в центре находится, предположительно, Спас на престоле с Богоматерью и Иоанном Предтечей, слева и справа расположены 6 икон с попарным изображением 12 апостолов. Идентифицировать каждую из этих икон затруднительно, потому что подробности о них отсутствуют в описях и фотодокументах. Самый верхний ряд, судя по тому, что в центре него находится явно опознаваемая икона Новозаветной Святой Троицы, является праотеческим и содержит иконы 6 ветхозаветных святых. В напольном киоте слева перед клиросом расположен образ Ильи Пророка. У стены, примыкающей к помещению трапезной, в киоте слева находится икона Феодоровской Божьей Матери, справа – Дмитрия Ростовского.

В приделе Апостола Матфея на иконостасе размещены справа от Царских Врат иконы Господа Вседержителя в полный рост, Апостола Матфея, архангела Михаила, а слева – Богородицы Васиотисса (не идентифицирован конкретный образ из русской иконописной традиции) Иоанна Предтечи и Апостола Гавриила. Медальоны в Царских Вратах и праздничный ряд иконостаса идентичны тем, которые были в предыдущем приделе. Верхний ряд, предположительно, содержит попарные образы апостолов и Спас на престоле в центре. Между окон придела расположены киоты с образами Спаса Нерукотворного и Знамения Богородицы. Напротив них у стены размещены иконы Ахтырской Божьей Матери и Петра и Павла. В трапезной у стены, примыкающей к приделу Николая Чудотворца, расположены иконы в киотах: слева – Казанской Божьей Матери, справа – Божьей Матери Живоносный источник, Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Иконостас придела Сошествия Святого Духа на Апостолов, благодаря своему необычному устройству в виде полуротонды, затрудняет идентификацию расположения икон согласно общепринятым каноническим установлениям, свойственным для остальных приделов храмового комплекса. Следует заметить, что образы в данном приделе выполнены в академическом художественном стиле, а не в традиции древнерусской иконописи, как в вышеописанных иконостасах. Содержание Царских Врат тождественно упоминаемым до этого, справа от них находится образ Господа Вседержителя, слева – Богородицы Васиотисса. На правой дьяконской двери изображен образ архангела Михаила, на левой – архангела Гавриила. Явно распознается изображение образа Воздвижения креста Господня над правой дьяконской дверью, но весьма затруднительно определить иконы между капителями пилястр, как и образ над левой дьяконской дверью. Верхний ряд икон, представленный на куполе полуротонды, в центре содержит образ Тайной Вечери, а по левую и правую сторону от него по 6 икон, соответствующих праздничному ряду, упоминаемому в других приделах. Самая левая икона неизвестна, а самой правой является образ Трех Святителей. В мраморных киотах на правой стороне изображены образы Сошествия Святого Духа и Николая Чудотворца, содержание киотов на левой стороне представляется неизвестным. В медальонах, расположенных между окнами, по правой стороне ближе к алтарной перегородке, предположительно, лик Саваофа. Изображения в остальных медальонах определить невозможно. В западной части придела в киоте, расположенном справа у арки, содержится образ Рождества Христова. В двух киотах, стоящих между входами в придел Николая Чудотворца, изображены образы Ангела Господня и Иоанна Предтечи. Содержание остальных киотов установить достоверно не удалось.

Этап нанесения текстур на модель помещения предполагал определенные трудности. В условиях отсутствия каких-либо источников о цветовой палитре орнаментов, украшавших поверхности интерьера, представляется невозможным определить какие цвета были использованы при отделке. Автор художественных росписей придела Сошествия Святого Духа в лице академика Торопова известен по выпуску газеты 1896 года[7], но обнаружить визуальные источники других его работ в храмах не удалось. Тогда в качестве эксперимента были применены сервисы с поддержкой нейросетевых технологий Palette.fm[8] и MyHeritage[9] для колоризации черно-белых фотографий интерьеров (см. рис. 10).

Рис. 10. Пример колоризации черно-белых фотографий интерьеров. Слева фотографии в изначальном виде, в центре – после обработки в Palette.fm, справа – в MyHeritage (Рисунок автора)
Однако эти опыты не дали нужного результата. Определив, в целом, правильно цветовую палитру иконостасов с их обилием золотого цвета, сервисы представили общий вид интерьера в желтой сепии, проигнорировав наличие декоративных орнаментов, которые, судя по яркости оттенков на изначальных фотографиях, имели гораздо большую контрастность. Тогда было принято решение ориентироваться на росписи Собора Смоленской иконы Божьей Матери в Новодевичьем монастыре, который был построен, как и реконструируемый объект, в XVI веке, а представленные в нем растительные орнаменты напоминают те, которые изображены на фотографиях придела Николая Чудотворца. Для реконструирования орнаментов в графическом редакторе Adobe Photoshop было необходимо увеличить разрешение имеющихся фотодокументов, для этого были использованы программы Upscayl[1] и Topaz Gigapixel AI[2] (см. рис. 11).

[1] URL: https://upscayl.org/ [Дата обращения 01.05.2025]
[2] URL: https://www.topazlabs.com/gigapixel [Дата обращения 01.05.2025]
Рис. 11. Фрагмент изначальной фотографии (слева), обработанной в Upscayl (следующая), в Topaz Gigapixel AI (следующая), и восстановленный орнамент (справа) (Рисунок автора)
Однозначно можно рекомендовать данные программы для увеличения разрешения фотографий без утраты деталей. С их помощью были реконструированы орнаменты для всех помещений храмового комплекса. Интерьеры модели представлены на следующих иллюстрациях (см. рис. 12-14)
Рис. 12. Трехмерная модель интерьера придела Святителя Николая Чудотворца (слева), трехмерная модель иконостаса придела Святителя Николая Чудотворца (справа) (Рисунок автора)
Рис. 13. Продольный разрез трехмерной модели здания храма (слева), продольный разрез трехмерной модели приделов Святителя Николая Чудотворца и Апостола Матфея (справа) (Рисунок автора)
Рис. 14. Развертка потолочной росписи сводов придела Николая Чудотворца (слева), развертка растительного орнамента росписи арочных проемов (в центре), фрагмент растительного орнамента потолочной росписи сводов придела Николая Чудотворца (справа) (Рисунок автора)
Реконструкция церковной утвари
Для полноценного представления внутреннего убранства храмового комплекса необходимо наполнить его соответствующими атрибутами церковного богослужения: аналоями, киотами, подсвечниками, паникадилами. Точный перечень имущества, учитываемого в приходе, представлен в уже не раз упомянутых описях. Представить местоположение каждого из объектов позволяет верификация с фотодокументами, на которых изображен интерьер храма.

Поскольку качество фотографий не позволяет производить реконструкцию изображенных на них предметов церковного обихода, было принято решение воспроизводить элементы утвари на основании фотографий их современных аналогов. Непосредственное создание трехмерных моделей предметов было выполнено в автоматизированном режиме с помощью нейросетевых сервисов Krea[1] и Polycam[2] (см. рис. 15).

[1] URL: https://www.krea.ai/ [Дата обращения: 01.05.2025]
[2] URL: https://poly.cam/ [Дата обращения: 01.05.2025]
Рис. 15. Модели церковной утвари, сгенерированные при помощи нейросетевых сервисов Krea и Polycam (справа) (Рисунок автора)
Стоит заметить, что созданные модели не являются идентичными тем, которые были представлены в действительности. В отличие от современной утвари, которая в большинстве своем производится промышленным способом с помощью специальных технических устройств и в большом количестве, каждый предмет церковного имущества прошлого был продуктом высокого ремесленного мастерства мастеров-краснодеревщиков и других специалистов. Все элементы убранства храма были выполнены вручную по индивидуальному заказу, знаменуя собой высокое искусство ручной обработки материалов. В создании утвари с помощью нейросетевых сервисов исключение составляет тип мраморного киота из придела Сошествия Святого Духа на Апостолов, поскольку подобранные источники были достаточными для того, чтобы реконструировать эту модель вручную (см. рис. 16).
Рис. 16. Фрагмент фотодокумента с изображением киота из придела Сошествия Святого Духа (слева), фрагмент из книги об архитектурных формах (в центре), воссозданная модель (справа) (Рисунок автора. Фотодокумент слева: Неизвестный фотограф (фот.). Церковь Николая Чудотворца в Мясниках. Вид на часть интерьера. 1928. ГНИМА. – Инв. №: I-8062; Фрагмент из книги взят из Дуров А. Н. Архитектурные формы. Каменные, кирпичные и деревянные. М., 1904. С. 73.)
Визуализация модели
Поскольку исследование по созданию виртуальной реконструкции на всех этапах подразумевает работу с визуальной информацией, то и его результаты должны быть представлены наглядно. После завершения процесса моделирования предстоит произвести визуализацию полученной модели с помощью программы рендеринга Twinmotion, которая позволяет не только довести 3D-модель до высокой степени реалистичности, но и создать интерактивное представление объекта. После загрузки модели в программу начинается работа по её финальной доработке: настройке материалов, текстур, освещения, добавлению фонового окружения, которые придадут сцене натуралистичное восприятие (см. рис. 17).
Рис. 17. Пример разных настроек материалов и внешнего освещения (Рисунок автора)
Made on
Tilda