Солея в данном приделе приподнята на 5 ступеней, к хорам в западной части храма ведет лестница, по сторонам установлены мраморные напольные киоты. Росписи в западной части придела Сошествия Святого Духа выполнены на потолке, поясе между карнизами, и в арке художественной техникой «гризайль», подразумевающей использование однотонных красок для имитации барельефов за счет визуальной иллюзии светотени. На двух сторонах стены, примыкающей к арке, изображены иконографические образы двух апостолов – Петра и Павла. В центральной части придела между окнами размещены медальоны с ликами, а сверху, где стены примыкают к основанию барабана купола, написаны сцены из Евангелия. Паруса, в свою очередь, содержат изображения четырех Евангелистов. На куполе полуротонды находится голгофа с Иисусом Христом, Богоматерью и Иоанном Богословом. У основания барабана купола написан текст молитвы «Царю Небесный»: «
Царю Небесный, Утелиштелю, Душе Истины, иже везде сый, и вся исполняяй, сокровище Благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». На внутренней части купола изображены херувимы.
Важным шагом в реконструкции православного храма является восстановление списка представленных в нем икон. В этом деле ценными являются описи церковного имущества, содержащие подробное описание всех материальных ценностей, находящихся в использовании приходским клиром при совершении богослужений. Сопоставление описей 1752 г.
[1], 1814 г.
[2] и 1820-30-х гг.
[3] позволило составить для каждого придела список представленных икон, который был верифицирован с помощью сравнения с фотодокументами, на которых изображены иконостасы. Стоит упомянуть, что не все иконы, перечисленные в описях, содержат информацию о конкретном иконографическом образе, изображенном на них. Например, в описи 20-30-х годов XIX в, написано только «Образ Спасителя» без уточнения конкретного канонического изображения
[4], как, например, в описи 1752 г., где указан «Всемилостивый Спас»
[5]. Некоторые пункты описания вообще не упоминают образы, а содержат только количество икон, как в описи 1814 года: «
В трапезе на правой и на левой стороне десять разных Образов…»
[6]. Качество фотографий также оставляет желать лучшего, некоторые иконы не поддаются визуальной идентификации. Анализ перечисленных описей и фотографий, учитывающий канонические нормы комплектования иконостаса, позволили составить предположительный список представленных в храмовом комплексе икон. В приделе Святителя Николая Чудотворца на иконостасе местный ряд содержит справа от царских врат по порядку образы Господа Вседержителя, Николая Чудотворца и Архангела Михаила, слева по удалению от центра – Казанской Божьей Матери, Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила. В Царских Вратах два верхних и два нижних медальона содержат образы Евангелистов, два Образа по центру – Благовещение Пресвятой Богородицы (слева – архангел Гавриил, справа – Дева Мария). Выше местного ряда икон находится праздничный ряд с 12 образами, изображающими события из Евангелия, по порядку слева направо: Рождение Богородицы, Введение Богородицы во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Успение Пресвятой Богородицы. Над Царскими Вратами расположена икона Тайная Вечеря. В деисусном ряду в центре находится, предположительно, Спас на престоле с Богоматерью и Иоанном Предтечей, слева и справа расположены 6 икон с попарным изображением 12 апостолов. Идентифицировать каждую из этих икон затруднительно, потому что подробности о них отсутствуют в описях и фотодокументах. Самый верхний ряд, судя по тому, что в центре него находится явно опознаваемая икона Новозаветной Святой Троицы, является праотеческим и содержит иконы 6 ветхозаветных святых. В напольном киоте слева перед клиросом расположен образ Ильи Пророка. У стены, примыкающей к помещению трапезной, в киоте слева находится икона Феодоровской Божьей Матери, справа – Дмитрия Ростовского.
В приделе Апостола Матфея на иконостасе размещены справа от Царских Врат иконы Господа Вседержителя в полный рост, Апостола Матфея, архангела Михаила, а слева – Богородицы Васиотисса (не идентифицирован конкретный образ из русской иконописной традиции) Иоанна Предтечи и Апостола Гавриила. Медальоны в Царских Вратах и праздничный ряд иконостаса идентичны тем, которые были в предыдущем приделе. Верхний ряд, предположительно, содержит попарные образы апостолов и Спас на престоле в центре. Между окон придела расположены киоты с образами Спаса Нерукотворного и Знамения Богородицы. Напротив них у стены размещены иконы Ахтырской Божьей Матери и Петра и Павла. В трапезной у стены, примыкающей к приделу Николая Чудотворца, расположены иконы в киотах: слева – Казанской Божьей Матери, справа – Божьей Матери Живоносный источник, Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Иконостас придела Сошествия Святого Духа на Апостолов, благодаря своему необычному устройству в виде полуротонды, затрудняет идентификацию расположения икон согласно общепринятым каноническим установлениям, свойственным для остальных приделов храмового комплекса. Следует заметить, что образы в данном приделе выполнены в академическом художественном стиле, а не в традиции древнерусской иконописи, как в вышеописанных иконостасах. Содержание Царских Врат тождественно упоминаемым до этого, справа от них находится образ Господа Вседержителя, слева – Богородицы Васиотисса. На правой дьяконской двери изображен образ архангела Михаила, на левой – архангела Гавриила. Явно распознается изображение образа Воздвижения креста Господня над правой дьяконской дверью, но весьма затруднительно определить иконы между капителями пилястр, как и образ над левой дьяконской дверью. Верхний ряд икон, представленный на куполе полуротонды, в центре содержит образ Тайной Вечери, а по левую и правую сторону от него по 6 икон, соответствующих праздничному ряду, упоминаемому в других приделах. Самая левая икона неизвестна, а самой правой является образ Трех Святителей. В мраморных киотах на правой стороне изображены образы Сошествия Святого Духа и Николая Чудотворца, содержание киотов на левой стороне представляется неизвестным. В медальонах, расположенных между окнами, по правой стороне ближе к алтарной перегородке, предположительно, лик Саваофа. Изображения в остальных медальонах определить невозможно. В западной части придела в киоте, расположенном справа у арки, содержится образ Рождества Христова. В двух киотах, стоящих между входами в придел Николая Чудотворца, изображены образы Ангела Господня и Иоанна Предтечи. Содержание остальных киотов установить достоверно не удалось.
Этап нанесения текстур на модель помещения предполагал определенные трудности. В условиях отсутствия каких-либо источников о цветовой палитре орнаментов, украшавших поверхности интерьера, представляется невозможным определить какие цвета были использованы при отделке. Автор художественных росписей придела Сошествия Святого Духа в лице академика Торопова известен по выпуску газеты 1896 года
[7], но обнаружить визуальные источники других его работ в храмах не удалось. Тогда в качестве эксперимента были применены сервисы с поддержкой нейросетевых технологий Palette.fm
[8] и MyHeritage
[9] для колоризации черно-белых фотографий интерьеров (см. рис. 10).