Символично, что предоставить дополнительные убедительные доказательства принадлежности древнейшей части церкви к XVI в. помогли исследования, производимые при разборке храма в 1928 году. При демонтаже нижней части сооружения рабочие совершили открытие: «В кладке одного из сводов был обнаружен камень от намогильной плиты с датой 1532 г.»[1]. Такое материальное подтверждение окончательно определило время происхождения каменной церкви началом XVI века. В 1929 году в заметке газеты «Вечерняя Москва» указано, что во время земляных работ на месте разобранного храма были обнаружены находки, позволяющие приписать время его постройки к концу XV века[2]. Однако, поскольку ни в одном отчете ученых, присутствующих при демонтажных работах в 1928 году, эта периодизация не присутствует, отдадим данное предположение на откуп автору заметки. Другая догадка об истоках возникновения церкви, предложенная в «Описании московских церквей» Н.П. Розанова, с учетом вышеизложенного, носит скорее романтический характер, поскольку полагает постройку церкви «…в царствование Петра I, по приказанию его, суммою одного Думного дьяка, в умилостивление от Бога за грех, непочтение к своему отцу, а другие утверждают, что обращена из Католической кирхи в Православную церковь»[3].
[3] Розанов Н. П. Описание московских церквей, учиненное Московскою консисториею в 1817 году: с показанием, когда церкви построены и отчего имеют название своей местности. М., 1875. С. 21.
В чем же заключается уникальность данного архитектурного объекта? Специалисты как дореволюционного, так и советского периода главной его отличительной чертой называют принадлежность внешней композиции здания древнего придела к Псковско-Новгородской традиции, не свойственной Московскому региону. М.В. Красовский описывает данные особенности следующим образом: «гладкие, разделенные лопатками на три части стены, заканчивающиеся вверху щипцами, которые служат основой для восьмискатной, уложенной по стропилам кровли»[1]. «Путеводитель по Москве» И.П. Машкова относит к признакам этой традиции форму бесстолбного одноглавого храма[2]. Им вторит председатель Общества изучения Московской губернии Б.Б. Веселовский: «Единственно церковь Николая в Мясниках сохранила архитектурное Новгородское устройство перекрытия на 8-мь скатов с особой конструкцией сводов (некоторые исследователи объясняют происхождение этой кровли по щипцам северо-немецкими влияниями); также единственный сохранившийся без изменения барабан главы, некоторые окна, декоративная обработка щипцов и другие детали»[3]. Именно эти черты составляют ту уникальность, которую отстаивали противники разборки храма в 1928 году.
[1] Красовский М.В. Там же. С.89.
[2] Машков И.П. Там же. С. 124.
[3] ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 73. Д. 1663. Л. 15.
[6] ГИМ. Ф. 440. Оп. 1. Ед. хр. 948. Л. 69.
[2] ЦГАМ. Ф. 54. Оп. 173. Д. 322. Л. 128; ЦГАМ. Ф. 54. Оп. 173. Д. 322. Л. 132.
[6] ЦГАМ. Ф. 54. Оп. 143. Д. 15. Л. 155.
[9] ЦГАМ. Ф. 181. Д. 1529. Л. 18об.