История храмового комплекса Святителя Николая Чудотворца на Мясницкой улице в Москве
Первое письменное упоминание о церкви Святителя Николая Чудотворца на Мясницкой улице содержится в делопроизводственных документах Патриаршего казенного приказа и относится к 1625 году[1]. Свидетельство о каменной церкви «Николы Чудотворца, что в Мясниках в Огородной слободе» встречается в том же комплексе источников в 1686 году[2]. Однако манера архитектурного исполнения здания древнейшего придела подталкивала исследователей на мысль о происхождении храма от начала XVI века. В работе М.В. Красовского аргументами в пользу этого предположения называются примитивный способ кладки и материалы, из которого сделаны стены: большой кирпич и булыжный камень[3]. В «Путеводителе по Москве» И.П. Машкова храм отнесен к началу XVI века исходя из обработки его главы[4]. В советское время начальник Главнауки Ф.Н. Петров при обосновании необходимости сохранить древнюю часть церкви также причислил обработку главы и другие декоративные детали к влиянию итальянских мастеров, работавших в Москве в конце XV – начале XVI века[5].

Символично, что предоставить дополнительные убедительные доказательства принадлежности древнейшей части церкви к XVI в. помогли исследования, производимые при разборке храма в 1928 году. При демонтаже нижней части сооружения рабочие совершили открытие: «В кладке одного из сводов был обнаружен камень от намогильной плиты с датой 1532 г.»[1]. Такое материальное подтверждение окончательно определило время происхождения каменной церкви началом XVI века. В 1929 году в заметке газеты «Вечерняя Москва» указано, что во время земляных работ на месте разобранного храма были обнаружены находки, позволяющие приписать время его постройки к концу XV века[2]. Однако, поскольку ни в одном отчете ученых, присутствующих при демонтажных работах в 1928 году, эта периодизация не присутствует, отдадим данное предположение на откуп автору заметки. Другая догадка об истоках возникновения церкви, предложенная в «Описании московских церквей» Н.П. Розанова, с учетом вышеизложенного, носит скорее романтический характер, поскольку полагает постройку церкви «…в царствование Петра I, по приказанию его, суммою одного Думного дьяка, в умилостивление от Бога за грех, непочтение к своему отцу, а другие утверждают, что обращена из Католической кирхи в Православную церковь»[3].


[1] Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 12. Л. 82об.
[2] Остатки здания XV века // Вечерняя Москва. М., 27 июня. 1929. №144. С. 4.

[3] Розанов Н. П. Описание московских церквей, учиненное Московскою консисториею в 1817 году: с показанием, когда церкви построены и отчего имеют название своей местности. М., 1875. С. 21.

В чем же заключается уникальность данного архитектурного объекта? Специалисты как дореволюционного, так и советского периода главной его отличительной чертой называют принадлежность внешней композиции здания древнего придела к Псковско-Новгородской традиции, не свойственной Московскому региону. М.В. Красовский описывает данные особенности следующим образом: «гладкие, разделенные лопатками на три части стены, заканчивающиеся вверху щипцами, которые служат основой для восьмискатной, уложенной по стропилам кровли»[1]. «Путеводитель по Москве» И.П. Машкова относит к признакам этой традиции форму бесстолбного одноглавого храма[2]. Им вторит председатель Общества изучения Московской губернии Б.Б. Веселовский: «Единственно церковь Николая в Мясниках сохранила архитектурное Новгородское устройство перекрытия на 8-мь скатов с особой конструкцией сводов (некоторые исследователи объясняют происхождение этой кровли по щипцам северо-немецкими влияниями); также единственный сохранившийся без изменения барабан главы, некоторые окна, декоративная обработка щипцов и другие детали»[3]. Именно эти черты составляют ту уникальность, которую отстаивали противники разборки храма в 1928 году.


[1] Красовский М.В. Там же. С.89.

[2] Машков И.П. Там же. С. 124.

[3] ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 73. Д. 1663. Л. 15.

Однако древнейшим приделом храмовый комплекс не исчерпывается. В «Географическом словаре» А.М. Щекатова утверждается, что в 1705 г. церковь Николая Чудотворца с приделами Сошествия Святого Духа и Апостола Матфея была освещена[1]. «Древности Москвы» П.В. Хавского, опираясь на сведения из книги именной переписи населения, содержат информацию о присутствии при церкви в 1722 г. каменного придела Апостола Матфея[2]. В «Материалах по Москве и Московской епархии» Н.А. Скворцова при описании последствий пожара 1737 г. указано, что в церкви Николая Чудотворца в Мясниках пострадал новый придел Сошествия Святого Духа, еще не освещенный, а остальные два престола остались невредимы[3]. Исходя из вышеперечисленного, можем сделать предположение, что в начале XVIII в. к древнейшей части храма были пристроены два каменных придела Апостола Матфея и Сошествия Святого Духа, что противоречит информации из «Указателя» М.И. Александровского, в котором возведение придела Апостола Матфея относят к 1883 году[4]. Определить более точные даты их возведения при подобранном комплексе источников представляется невозможным. К этому же периоду относится и постройка колокольни, поскольку в ЦГАМ имеется «Дело о разрешении священнику церкви Николая Чудотворца что на Мясницкой Ермолаю Иванову перестроить колокольню» 1756 года, в котором изложено прошение от лица прихожан храма о перестройке колокольни из-за ее ветхости и угрозы разрушения[5]. На плане церковных владений того же года, выполненного архитектором Василием Яковлевым, представлен проект размещения нового здания колокольни и церковной ограды[6]. Здесь же отчетливо виден пристроенный с юга придел Сошествия Святого Духа на Апостолов, что подтверждает наше предположение о структурном формировании всех составляющих исследуемого храмового комплекса в составе трех приделов и колокольни в первой половине XVIII века (см. рис. 1)

Рис. 1. Фрагмент плана церкви Николая Чудотворца на Мясницкой (ГИМ. Ф. 440. Оп. 1. Ед. хр. 948. Л. 69)
Заслуживает упоминания отдельный пункт в прошении Ермолая Иванова о «западной стене» церкви, которую приход намеревался перестроить для увеличения площади помещения в силу возросшего числа прихожан. Подмечая единую линию западных стен зданий храма на вышеприведенном плане, можем сделать предположение, что уже в середине XVIII века к приделам Николая Чудотворца и Апостола Матфея с западной стороны была пристроена трапезная.

Наблюдается большой пробел в источниках, относящихся к периоду 1780-1870-ых годов. Между тем, если сравнивать план 1780 г.[1] и планы 1878 г.[2] можно заметить произошедшие за это время изменения (см. рис. 2).

[1] Копия плана церкви Николая Чудотворца на Мясницкой 1780 г. Конец XIX – начало XX в. – Инв. № ИА 148/65.

[2] ЦГАМ. Ф. 54. Оп. 173. Д. 322. Л. 128; ЦГАМ. Ф. 54. Оп. 173. Д. 322. Л. 132.

Рисунок 2. Фрагменты плана 1780 г. (слева) и плана 1878 г. (справа) (Копия плана церкви Николая Чудотворца на Мясницкой 1780 г. Конец XIX – начало XX в. – Инв. № ИА 148/65. – Доступ из: Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://goskatalog.ru/portal/#/, свободный. [Дата обращения: 25.05.2025]; ЦГАМ. Ф. 54. Оп. 173. Д. 322. Л. 132.)
Во-первых, паперть придела Сошествия Святого Духа на Апостолов стала располагаться не на южной стороне здания с выходом на Мясницкую улицу, а с западного торца. Во-вторых, на западной стене трапезной появилась своя паперть, но не будем исключать вероятность, что она была там и раньше, а на планах XVIII в. был обозначен только главный вход в храм через придел Сошествия Святого Духа.

В 80-90-е гг. XIX в. здания храма подверглись изменениям. Согласно документам из дела о разрешениях Московской Духовной Консистории производить строительные работы в церквях известно, что предложенный в 1878 г. проект архитектора Львова по перестройке придела Апостола Матфея не был одобрен Московским Археологическим Обществом, поскольку предполагал новую конструкцию кровли, которая скрыла бы два окна и части двух фронтонов с соответствующими архитектурными «украшениями» придела Николая Чудотворца[1]. Там же сказано о несоответствии проекта Львова стилю древнего храма, в чем мы можем удостовериться при обращении к рисункам предполагаемых фасадов, явно стилизованных под средневековую русскую архитектуру с добавлением закомар[2]. Строительное отделение при Московском Губернском Правлении поручило архитектору В.Н. Веригину «снять наружные фасады церкви» и разработать проект, уместный в стилистическом отношении[3]. Можем предположить, что предложенный в 1879 г. проект[4] не был принят, так как фотография церкви в 1920-ых гг.[5] показывает исполнение проекта неизвестного автора от 1886 г.[6] (см. рис. 3).

Рисунок 3. Фрагменты плана Львова 1878 г. (слева), плана В. Н. Веригина 1879 г. (в центре) и фотографии трапезной 1920-х гг. (ЦГАМ. Ф. 54. Оп. 173. Д. 322. Л. 135; ЦГАМ. Ф. 54. Оп. 143. Д. 15. Л. 155; Лебедев Н. Н. (фот.). Церковь Николая Чудотворца в Мясниках. Трапезная. Северный фасад трапезной. 1920-е гг. ГНИМА им. А.В. Щусева. – Инв. №: IV-761)
Примечательна оценка Строительного отделения историко-культурной ценности реконструируемого объекта: «Древний храм Св. Николая на Мясницкой составляет такой памятник древности, который должен быть сохранен от дальнейшего искажения и оставлен неприкосновенным во всех своих частях и подробностях»[1].

В «Деле об утверждении планов церквей в г. Москве»[2] из ЦГАМ содержатся документы, отражающие изменения в приделе Сошествия Святого Духа на Апостолов в 1890-е годы. Единственным изобразительно-натуральным источником визуального образа церкви до этого периода является фотогравюра 1882 г. из альбома иллюстраций Н.А. Найденова[3]. Проект архитектора Дм. Виноградова от 1891 гг. предполагал возведение на месте входа в храм с западного торца каменного «тамбура»[4]. Внутри здания его проекты 1891-92 гг. предлагали изменения устройства хоров в западной части храма и алтаря[5]. Однако, судя по оставшимся фотодокументам, они не были утверждены, а реализовать свои идеи удалось архитектору С.В. Шервуду. Фотография[6] 1928 г. подтверждает воплощенный во многом его проект[7] тамбура от 1894 г., другой снимок с изображением хоров[8] свидетельствует лишь о частичном соответствии плану автора[9] (см. рис. 4).

Рис. 4. Фрагменты рисунка фасада по проекту С.В. Шервуда (слева), фотографии тамбура (следующая), плана здания по проекту С. В. Шервуда (следующий) и фотографии хоров в интерьере (справа) ЦГАМ. Ф. 181. Д. 1529. Л. 19а; Неизвестный фотограф (фот.). Церковь Николая Чудотворца в Мясниках. Вид на часть фасада. 1928. ГНИМА. – Инв. №: I-8033; Неизвестный фотограф (фот.). Церковь Николая Чудотворца в Мясниках. Вид на часть интерьера. 1928. ГНИМА. – Инв. №: I-8062; ЦГАМ. Ф. 181. Д. 1529. Л. 18об.
Изменения в алтарной части этим архитектором не предусматривались. Итоги выполненных работ были описаны в газете «Церковные ведомости» в выпуске №4 от 1896 года, в котором сказано об освещении придела в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов после отделки, финансируемой из завещания покойного прихожанина М.С. Мазурина и средств, собранных ктитором церкви П.С. Самсоновым[1]. В заметке отмечены вызолоченный мастером И.А. Соколовым иконостас, росписи стен за авторством академика Торопова и художественно исполненные иконы руки И.А. Орлова.

На этом какие-либо сведения об изменениях в архитектурной составляющей храмового комплекса церкви Святителя Николая Чудотворца заканчиваются. Следующая страница истории этого объекта не имеет созидательного характера, поскольку относится к разборке храма в 1928 году. Наиболее полный список документов по разрушению церкви представлен в статье В.Ф. Козлова, которая содержит также развернутую хронологию процесса принятия решения государственных ведомств о сносе и обращения научных организаций и ученых в защиту храма. Не станем останавливаться на этом вопросе подробно, первым известным документом о планах демонтировать храм в целях улучшения городской дорожной инфраструктуры В.Ф. Козлов называет докладную записку от 23 января 1928 г. в адрес Президиума Моссовета, который вынес положительное постановление 24 февраля[2]. Обращение прихожан церкви с просьбой не лишать их возможности «удовлетворять религиозные потребности по месту жительства» за подписью 1322 лиц было предоставлено во ВЦИК 2 марта[3]. В этот же месяц голоса в защиту памятника старины поступили от имени руководителей Главнауки, Музейного отдела Наркомпроса РСФСР, Общества изучения Московской губернии. Отстаивали уникальную историко-культурную ценность церкви такие выдающиеся ученые, как академик Н.Я. Марр, академик Н.П. Лихачев, академик С.Ф. Ольденбург, академик Н.П. Лихачев, ректор Академии художеств Э. Эссен, профессор Государственного института истории искусств К.К. Романов и другие[4]. В качестве довода чаще всего называлось древнее происхождение и устройство придела Николая Чудотворца в духе Псковско-Новгородсокой традиции, о которой мы упоминали выше. Тем не менее, решение о разборке было принято, и в ходе периода строительных мероприятий июня – июля 1928 г. столица навсегда лишилась этого архитектурного объекта. В процессе демонтажных работ исследование скрытых частей храма было поручено П.Д. Барановскому, отправленному Архитектурно-реставрационным отделением Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) для фотографирования, обмеров и съемки шаблонов важных архитектурных элементов[5]. Можем предположить, что часть комплекса фотографий из архивных фондов ГНИМА, чей автор неизвестен, была сделана по инициативе П.Д. Барановского. Примечательно, что С.А. Торопову, автору фотоснимков с изображением придела Николая Чудотворца во время разборки, было поручено составление проекта его реставрации, так как в ЦГРМ не оставляли надежды отстоять древнейшую часть храма[6].

После разборки церкви на ее месте в 1936 г. было построено Здание Центросоюза по проекту выдающегося пионера конструктивизма Ле Корбюзье и советского академика Н.Я. Колли. Новаторское для своего времени, это сооружение с тех пор служит пристанищем различных государственных ведомств.

Made on
Tilda